здоровье всей семьи

История йоги

История йоги.

Многие из нас представляют себе практику йоги как последовательность поз, выполняемых в спортзале или в студии йоги. Стили йоги, популярные сегодня, появились в основном в последней четверти XX века и либо далеко ушли от древней системы йоги, либо вовсе не имеют достоверного происхождения.

Если мы хотим исследовать корни йоги, мы должны обратиться к Хараппской культуре, существовавшей 3500 лет назад, в которой йога представляла собой созерцательную практику. Согласно некоторым фактам, около 1500 г. до н. э. Хараппская цивилизация угасла из-за арийского вторжения. Нормандские варвары ввели кастовую систему и внедрили несколько религиозных ритуалов, включая кровавые жертвоприношения. Одновременно с этими религиозными обрядами появились священные писания Веды, обширный свод текстов индуизма. Слово «йога» впервые упоминается в древнейшей из Вед, Ригведе. Им обозначалась концепция дисциплины.

Перемотаем до 800 г. до н. э. Упанишады, сборник текстов, содержавших самые ранние представления об индуизме, предписывали для достижения просветления обучение под руководством учителя и посвящение жизни практике йоги. В общих чертах Упанишады описывали два пути к просветлению: Карма-йогу (бескорыстное служение другим) и Джняна йогу (усердное изучение священных писаний). Около III века до н. э. появилась Майтраяния-упанишада, которая описывала шестиступенчатый путь к просветлению, включавший овладение пранаямой (контроль дыхания), пратьяхару (отвлечение чувств), дхьяну (медитация), дхарану (сосредоточение на одном объекте), тарку (самоанализ) и самадхи (абсолютная погруженность в себя), ради слияния Атмана (индивидуальной души) и Брахмана (универсальной души, или источника творения). В этой упанишаде появляется священный слог ом в качестве символа союза ума и дыхания.

Примерно в то же самое время, когда создавалась Майтраяния-упанишада, известность приобрела Бхагавадгита. В эту священную книгу входили легенды, которые стали знаменитым сборником историй — Махабхаратой.

В общих чертах в Бхагавад-гите обрисовывались три пути служения: Карма йога, Джняна йога и Бхакти йога (самоотверженное служение). Йога-сутры, составленные около 400 г. н. э. Патанджали, впервые сообщали о восьмиступенчатом пути к практике йоги. Ныне они считаются классическим руководством по йоге, послужившим основой многих современных стилей, в особенности Аштанга-йоги. Мы узнаем более подробно об этом восьмистадийном пути в разделе «Восемь ступеней йоги» (с. 8); к нему относятся яма (самоограничение), нияма (самоочищение через самоограничение и дисциплину), асана (поза или положение), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (отвлечение чувств), дхарана (сосредоточение на одном объекте), дхьяна (медитация) и самадхи (абсолютная погруженность в себя).

Около IV века н. э. появилась Тантра-йога. Новая система йоги воспевала физическое тело как средство достижения просветления. Философию Тантра-йоги можно кратко сформулировать как идею объединения всех противоположностей в самом человеческом теле (например, мужское и женское, доброе и злое), благодаря чему Тантра заслужила очень сексуальную репутацию. Это, однако, распространенное заблуждение, так как практики Тантры простираются далеко за пределы сексуальности.

Хатха-йога появилась в X веке н. э. Она объединяла физическое усилие и сознательное намерение в системе поз тела, или практики асан, и контролирование дыхания, или пранаяму, в целях достижения самореализации. В XIV веке возникли Йога-упанишады. В один из священных текстов, Теджабинду-упанишада, были добавлены еще семь важных ступеней йоги помимо восьми, описанных Патанджали. Это мула бандха (корневой замок), равновесие, непотревоженное видение, тьяга (отказ, жертвование), маууа (тишина), деша (пространство) и кала (время). Широкую популярность в Западной Европе и Северной Америке йога приобрела только в XX веке. Свами Шивананда Сарасвати стал одним из первых йогинов, выехавших за пределы Индии ради распространения учения йоги на Западе. Он основал центры йоги в Северной Америке в то же самое время, когда Свами Сатчидананда произнес вступительную речь на Вудстокском фестивале в 1969 г.

История йоги

Однако отцом-основателем той системы йоги, с которой жители Запада знакомы сегодня, является, вероятно, Т. Кришнамачарья. В 1930-е гг. в Майсоре он начал обучать своих учеников энергичным последовательностям поз, которые способствовали увеличению силы и спортивных способностей. Ученики приступали к изучению более сложных поз после того, как постигали предыдущие. Тремя самыми знаменитыми и влиятельными учениками Кришна-мачарьи были Паттабхи Джойс, Айенгар и Индра Деви. Паттабхи Джойс стал основоположником Аштанга-йоги. Это один из самых популярных стилей йоги на Западе. Айенгар добился успеха благодаря созданию собственного стиля, для которого был характерен акцент на выравнивании тела и использовании различных вспомогательных предметов.

Индру Деви считают первой известной йогиней (женщиной-йогом). Кришнамачарья обучал йоге и своего сына Дешикачара. Инженер по образованию, Дешикачар разглядел большое значение йоги во время окончания колледжа и стал развивать Вини-йогу, практику, больше нацеленную на сохранение здоровья и менее интенсивную физически по сравнению с Аштангой.

XXI век открывает перед нами бесконечное разнообразие стилей йоги, или «брендов», таких как Бикрам-йога, Пауэр-йога, Кундалини-йога и бесчисленное количество других. Важно оставаться непредубежденным и пробовать как можно больше стилей и подходов, чтобы выяснить, какой приносит вам лучшие результаты в плане достижения как физических, так и духовных целей. Не может быть неправильного пути к самореализации. Просто старайтесь быть внимательными, терпеливыми, сосредоточенными и последовательными в своей практике.

Замечание о названиях поз
Одними из признаков, по которым мы можем определить огромную пропасть между древней йогой и йогой в современной западной культуре, являются названия поз. «Наклон вперед сидя», «Поза орла» и «Поза дельфина», к примеру, представляют собой неточный перевод оригинального названия на санскрите. Гарудасана, допустим, широко известна как Поза орла, однако в традиции название позы связывалось с Гарудой, индийским божеством, которое изображалось в форме получеловека-полуорла. Гаруда был возничим бога Вишну, одним из священной триады богов в индуизме. Знание этой истории открывает перед нами совершенно новое понимание смысла, философской глубины и сути позы и может, в свою очередь, обогатить нашу практику.

Позы в книге имеют названия на русском языке и санскрите. Название на русском языке представляет собой прямой перевод названия на санскрите, которое иногда отличается от более общепринятого на Западе, о чем также говорится в примечаниях. Если вас интересует пословный перевод названия позы на санскрите, вы можете заглянуть в словарик в конце книги.

Наша цель состоит в том, чтобы предоставить вам как можно больше информации о названии конкретной позы и ее истории. Поэтому неважно, в каком стиле йоги вы практикуете, — вы будете обладать самым полным пониманием названий поз.

История йоги

Добавить комментарий